Пояснительная записка План внеурочной деятельности МКОУ СОШ №12 им.Л.Н.Толстого обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения). В плане определены: состав и структура направлений, формы организации, объём часовой нагрузки внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования. При отборе содержания и видов деятельности детей по каждому направлению внеурочной деятельности учтены интересы и потребности детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеаудиторной и внеурочной деятельности педагогов. Нормативно-правовой основой формирования плана внеурочной деятельности являются следующие нормативные документы Конституция Российской Федерации (ст.43). Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ; Постановление Правительства РФ от 19.03.2001г. №196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49, от 30.12.2005 № 854, от 20.07.2007 № 459, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012г. №1060); Приказ министерства образования и науки РФ от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019/2020 учебный год». Приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 N 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019/2020 учебный год»; Приказ министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 13.01.2011 № 2, от 16.01.2012 №16); Письмо Минобрнауки РФ «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования от 19.04.2011г. № 03-255 Письмо Минобрнауки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования от 12 мая 2011г . №03-296. Целевая направленность, стратегические и тактические цели содержания образования План подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4.1251- 03 и 2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Основные принципы плана: - учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей; - учет кадрового потенциала образовательного учреждения; - поэтапность развития нововведений; - построение образовательного процесса в соответствии с санитарногигиеническими нормами; - соблюдение преемственности и перспективности обучения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования - безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. План отражает основные цели и задачи, стоящие перед муниципальным общеобразовательным учреждением №12 им. Л.Н.Толстого Целью внеурочной деятельности является: Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях. Внеурочная деятельность в рамках решает следующие специфические задачи: 1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся. 2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность. 3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. 4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. 5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. 6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни. 7. Создание условий для эффективной реализации приобретенных знаний, умений и навыков. Программы внеурочной деятельности направлены на: 1.Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени. 2.Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий. 3.Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время. 4.Формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта. При конструировании плана учитывались предложения педагогического коллектива образовательного учреждения, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также специфика и направленность образовательного учреждения. Внеурочная деятельность организована: - по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное; - по видам: игровая, познавательная, досугово0развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество, трудовая, спортивнооздоровительная и туристско-краеведческая деятельность; - по формам: кружки, секции, клубы, а также экскурсии, олимпиады, конкурсы, соревнования, проекты, викторины, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями. В качестве организационной модели внеурочной деятельности определена оптимизационная модель, предполагающая использование внутренних ресурсов МКОУ сош №12 им. Л. Н.Толстого. В ее реализации принимают участие учителя начальных классов. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Способствует развитию и формированию здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни и представлена следующими видами деятельности: • Работа спортивных секций. • Организация «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований. • Проведение бесед по охране здоровья. По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления и др. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважению к правам, свободам и обязанностям человека, воспитанию нравственных чувств и этического сознания, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, ценностному отношению к прекрасному, формированию представлений об эстетических идеалах и ценностях. Данное направление реализуется через: • Работу творческих объединений; • Конкурсы рисунков, праздники, выставки и т.д. Данное направление реализуется через программы внеурочной деятельности Клуб «Этика: азбука добра»; Творческое объединение «Православная культура» -экскурсии «Мой край» По итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки, защита проектов и их демонстрация. ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Способствует формированию культуры поведения в обществе, сознательного отношения к традициям своего народа, воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических и эстетических идеалах и ценностях. Виды деятельности: Творческие объединения; праздники, КТД, экскурсии, акции, проекты. Данное направление реализуется через программы внеурочной деятельности: творческое объединение «Хоровое пение»; студия «Юный художник». По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, праздники. ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Способствует развитию любознательности, активности и заинтересованности в познании мира; формированию основам умения учиться, способностям к организации собственной деятельности. Направление реализуется по средствам следующих видов деятельности: - Работу творческих объединений; - Конкурсы, экскурсии, олимпиады, деловые и ролевые игры и др.; Данное направление реализуется через программы внеурочной деятельности: - секция «Юный исследователь» По итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки, защита проектов и их демонстрация. СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Способствует развитию у обучающихся личностной культуры; семейной культуры; социальной культуры; формированию самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; умению слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Направление реализуется через: • Работу творческих объединений; • Работа на пришкольном участке; • Акция «Белому краю – зеленую корону»; • Акция «Кормушка»; • Акция «Полезные и добрые дела – родному Хасавюрту!» Данное направление реализуется через программы внеурочной деятельности: -творческое объединение «Английский второклашкам»; -творческое объединение «Я - пешеход и пассажир - творческое объединение «Основы безопасности жизнедеятельности» - творческое объединение «Моя первая экология» По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, соревнования. План предусматривает распределение обучающихся по возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности. План МКОУ сош №12 реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы. Занятия группы проводятся на базе МКОУ сош №12 в кабинете начальных классов (1-4 классы). МКОУ сош №12 является целостной открытой социально-педагогической системой, создающей комплексно-образовательное пространство для развития каждого обучающего средствами внеурочной деятельности. Таким образом, план внеурочной деятельности на 2020-2021 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива. Режим организации внеурочной деятельности Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного, режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки. Расписание утверждается директором школы образовательного учреждения. План включает в себя следующие нормативы: - недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся; - недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлению развития личности; - количество групп по направлениям. Продолжительность учебного года составляет: 1 класс - 33 недели; 2-4 классы - 34 недели. Продолжительность учебной недели: 1классы 5 дней,2-4 классы - 6 дней. Обязательная (максимальная) нагрузка внеурочной деятельности обучающихся в МКОУ сош №12 не превышает предельно допустимую: Классы 1 кл 2 кл 3кл 4 кл нагрузка в неделю 1ч 2ч 2ч 2ч Продолжительность одного занятия составляет 30 минут (один час занятий) для учащихся 1 класса , для учащихся 2-4 классов - 45 мин Перспективный план внеурочной деятельности (недельный / годовой) на ступени начального общего образования МКОУ сош №12 Формы внеурочной Классы деятельности 1кл 2кл 3кл 4кл итого Развитие речи. Риторика Занимательная математика Всего по классам 1ч/33ч 1ч/34 1ч/34 1ч/34 4ч/135ч - 1ч/34 1ч/34 1ч/34 3ч/102ч 1ч/33ч 2ч/68 2ч/68 2ч/68 7ч/237ч Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности Реализация внеурочной деятельности направлена на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования МКОУ сош №12 им.Л.Н.Толстого - личностных и метапредметных. Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Планируемые результаты по каждому направлению внеурочной деятельности и форма оценки их достижения конкретизируются в рабочих программах курсов внеурочной деятельности. Эффекты реализации внеурочной деятельности: увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, краю, чувства гордости, что я – гражданин России; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.